четверг, 16 сентября 2010 г.

Светлана Зуенок : "ГЛАВНОЕ – ДЕЙСТВУЙ!"


Владельцам – руководителям бизнеса приходится вести многозадачный образ жизни.  Директор ЧТУП «Светославия» Светлана Зуенок  в этом смысле  - не исключение. Она ежедневно решает задачи,  количество и сложность которых неоднократно превосходят нормальный уровень.  Это подобно шторму, когда волны захлестывают вас со всех сторон. Как не потерять управление?

- Светлана,   Ваш бизнес успешно развивается. Продукция пользуется непрерывным спросом. Количество заказчиков постоянно растет.  Старт в бизнесе был столь же успешным?
-  Совсем наоборот. Это было испытание  на прочность  характера. Откровенно говоря, никому бы не пожелала такого начала в бизнес-карьере. Я его выдержала, вероятно, потому что о собственном деле мечтала еще в те времена, когда перехода к  рыночной экономике внешне ничто не предвещало. Работала в ателье и думала – хорошо бы владеть своим ателье; работала в магазине – представляла, что когда-нибудь у меня будет свой магазин. Но больше всего хотелось быть хозяйкой кафе. Так что, когда наступила перестройка, внутренне  я к ней была   абсолютно готова. Но, как вести бизнес, не имела понятия. С чего начинать, как действовать потом – сплошная неизвестность. Один мой знакомый  сумел очень быстро встать на прочные финансово-экономические рельсы. Я к нему с просьбой: возьми  меня на работу, буду выполнять любые обязанности; опыта не имею, поэтому готова числиться учеником и не получать зарплату. Он удивленно  спрашивает: ты хочешь работать бесплатно? Я отвечаю: нет, я хочу учиться бесплатно.
- Вы поняли друг друга?
- Да, около   года я на практике постигала основы маркетинга, менеджмента, и одновременно искала помещение для своего будущего кафе. Нашла. И почти сразу же познакомилась с троими симпатичными ребятами из Москвы. Получаю от них предложение о совместном бизнесе. Согласно их планам, это должно было выглядеть так: они вкладывают деньги в ремонт и аренду площадей, приобретают компьютер, закупают сырье и оплачивают рекламу, а я, будучи директором, провожу деловые встречи и заключаю договоры. В общем, они – финансовый источник благополучия фирмы, а я – ее лицо. Я подумала, что ничего не теряю, напротив: поработаю с ними, сформирую себе первоначальный капитал, а значит, обойдусь без банковского кредита. В общем, согласилась.
- Чем стало заниматься ваше предприятие?
- Производством жалюзи. Выпуск наладили очень быстро. Ребята грамотно организовали рекламу. Заказов было более, чем достаточно, уже в первые полмесяца. Предоплата, которую мы проставляли заказчикам, сначала была невелика. Чуть ли не символическая. Первые партии заказов – тоже. Мы выполняли обязательства точно в оговоренные сроки и вскоре стали поступать крупные заказы, причем уже со стопроцентной предоплатой. Прошло полгода. Мои партнеры в очередной раз отправились в Москву за товаром – вместе с деньгами, полученными от заказчиков в качестве предоплаты. Больше я их никогда не видела. Ни партнеров, ни тех денег, ни товара.

ВЫПЛАТА ДОЛГОВ РАСТЯНУЛАСЬ ПОЧТИ НА ЧЕТЫРЕ ГОДА
- Как же обязательства перед клиентами?
-  А клиенты, как и полагается, требуют выдать свои заказы – индивидуальные, оптовые. Недели три-четыре я им говорила, чтобы они подождали, когда вернутся мои коллеги. Потом пришлось сказать, чтобы они подождали, когда я продам квартиру и машину, чтобы рассчитаться с ними за долги. Кто-то, понимая, что меня, выражаясь широко распространенным термином тех лет, «подставили», подождать согласился. Но были и такие, кто стал регулярно присылать ко мне  «крышу». Все диалоги начинались на угрожающих тонах. Некоторые без обиняков предупреждали «убьем», другие были более конкретны: «расстреляем». Как ни странно, эти люди оказались более гуманными, чем те, кто их направлял. Стремились вникнуть в ситуацию. А когда понимали, что сейчас взять с меня нечего, но от долгов, хотя они и чужие, я не отказываюсь, а совершаю реальные шаги, чтобы их вернуть, оставляли меня в покое. Так и говорили: разбирайтесь с нашими хозяевами сами, мы больше вмешиваться в ваши дела не будем.
- Общая сумма долгов была значительная?
- Для меня в те годы она была просто запредельной – почти двадцать пять тысяч долларов. Выплата растянулась почти на четыре года. Когда я, наконец, сняла с себя этот невыносимо тяжкий груз, мои подруги предложили мне открыть ателье. Опять совместный бизнес. На этот раз, казалось бы, удачный. Мы почти два года шили трикотажные костюмы. Летом девяносто восьмого решили пойти  на риск, который, по нашему мнению, был абсолютно оправдан. Вложили всю прибыль в производство товара и отправили его на продажу в Москву. Грянул дефолт. Мы разорились.
- Что помогло Вам выйти из этого кризиса?
- Чтобы избавиться от очередного шока, мне потребовалось полгода. Иногда в голову приходили такие черные мысли, что даже озвучивать их не хочется. Моей младшей дочери было тогда семь лет. Старшим – чуть больше двадцати. Я сказала себе, что мой долг перед ними – побороть свое отчаяние. Пусть дочери на моем примере  увидят, что каким бы безнадежным ни казалось положение, надо искать из него выход. Я пообещала себе, что выстою, несмотря ни на что. Между тем, мое физическое состояние было таково, что в иные дни «скорая» приезжала по три раза. Знаете, что мне помогло? Книги. Я даже не предполагала, что такое обычное занятие, как чтение, может творить чудеса. Разумеется, если перед тобой не чтиво, а истинная литература – та, что исцеляет и просветляет. С тех пор духовные и мотивационные издания всегда рядом со мной. Днем читать некогда – бизнес требует неотрывного внимания. Читаю утром, проснувшись, и вечером перед сном.

ВСПОМИНАЮ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ
- Кому из авторов Вы особенно благодарны?
- Александр Свияш научил меня правильно обращаться со своим прошлым. До знакомства с ним я нередко задавалась вопросом: почему я, взрослый, неглупый человек, так легко попала в жадные сети проходимцев.  Послушай я тогда свою интуицию, не пришлось бы мне расставаться с комфортной четырехкомнатной квартирой в престижном районе и любимым автомобилем. Пользы от таких размышлений не было никакой, вред явный: у меня моментально портилось настроение. Прочитав Свияша, я перестала мучить себя обессиливающими «экскурсами» в былое. Вспоминаю только хорошее. А события с негативными последствиями оцениваю с точки зрения того, чему они меня научили. После Свияша я впервые за много лет посмотрела на ту ситуацию не как на беду, а исключительно, как на урок. Чему я научилась? Ответ лежал на поверхности и вместе с тем поразил неожиданностью: я же научилась выпускать превосходные жалюзи. Что мне мешает открыть свое производство? Отсутствие денег. Но тогда же я научилась шить роскошные шторы, на выпуск которых, по сравнению с жалюзи, денег требуется не так уж много. Нет средств? Займу. Заняла пятьдесят долларов, купила фантастической красоты карниз. На ткань денег не осталось – отправилась на соответствующее предприятие и попросила отпустить товар на реализацию.
-  Это и было началом настоящего успеха?
- Да,  с тех пор все в основном получается  так, как я планирую. Разумеется, бывают и неожиданности – в бизнесе без фактора непредсказуемости не обойтись. А тогда словно кто-то невидимый помогал мне достигать одну цель за другой. Вскоре наладила производство жалюзи. Открыла офис. Cредняя дочь закончила Институт народного хозяйства и стала вести финансовые вопросы. Старшая дочь стала руководить участком по изготовлению штор. Муж, по образованию инженер-конструктор, так же взял на себя важный сектор обязанностей.
- И в итоге Вы решили расширить бизнес?
- Да, произошло это, как принято говорить, случайно – хотя сама я в случайность  не верю. Однажды  увидела на выставке красивую эргономичную дверь. Она мне так понравилась, что захотелось самой  торговать такими же. Купила, поставила в офисе как образец. Клиенты ходили, присматривались. И вдруг – поток заказов. Высокий спрос подтолкнул к мысли о самостоятельном производстве. Мы сформировали штат высококвалифицированных столяров и плюс ко всему ввели в ассортимент встроенные шкафы.
- Вы сказали, что не верите в случайность. Почему?
- Потому что на  собственном опыте убедилась в том, что любое событие, факт, ситуация или, как часто выражаются, случай – это результат определенных причин. Просто есть причины, факторы, которые лежат на поверхности, но большинство – глубоко скрыты. Так что, если у кого-то существует некая проблема, например, нехватка денег, работа, не приносящая удовлетворения, какие-то другие трудности, то надо срочно определить причины и начинать их устранять. Избавляясь от причины, вы уничтожаете следствие, и  зачастую это происходит почти одновременно.  Кстати, есть два  основополагающих фактора, которые определяет ход всей нашей жизни.


«СКАЗАНО – СДЕЛАНО!»
- И один из этих факторов  - деньги?
- Вовсе нет. Один фактор в прямом смысле слова находится в нашей голове – это наши мысли. Второй – наша готовность воплощать мысль в действие. Я, например, точно знаю, что удача – в нашей власти. Удачу, как раз, и определяют наши мысли и действия. КАЖДЫЙ, кто по-настоящему этого захочет, превратится в магнит, притягивающий удачу.  Для того, чтобы это произошло, надо изо дня в день думать о том, к чему ты стремишься, а не размышлять с тревогой о возможной неудаче. О чем думаете, то и исполнится. Если чего-то боитесь, значит, это «что-то» к вам и нагрянет.  А если ваши мысли позитивны, то и успех не за горами. Точное обозначение этому явлению дал знаменитый Владимир Леви. Он назвал его событийной магией.
- Превратиться в Обломова  и мечтать, лежа на диване?
- Повторюсь: мысль плюс действие! Я утверждаю бесценность принципа «Сказано – сделано!»  Согласитесь, позитивный психологический настрой и энергичные действия каждый может при желании себе обеспечить. А уж судьба в награду за позитивно-конструктивный подход непременно подарит вам некую счастливую возможность. И неважно, назовете вы это благоприятное обстоятельство случайностью или закономерностью – важно то, что вы сами запрограммировали его возникновение. Кстати, эти благоприятные возможности извне тоже надо уметь отслеживать, чтобы не упустить и своевременно использовать. Для меня, например, одним из таких обстоятельств стало вступление в общественное объединение «Минский столичный Союз предпринимателей и работодателей».
- Вы сразу его «отследили»?
 Признаюсь,  нет. У меня был период, как я поняла позднее, довольно опасный, когда я, уже добившись финансовой стабильности, словно отгородилась от внешнего мира. Дом – работа, работа – дом. Утром муж привозит меня в офис, вечером увозит домой. И я, несмотря на полное, казалось бы, благополучие, вдруг начинаю понимать, что мне чего-то не хватает. Получаю первое приглашение из Союза – на семинар по повышению квалификации. Откладываю его в сторону. Второе – тоже. Нам же всем кажется, что бизнес требует тебя двадцать четыре часа в сутки. И мы же все до поры до времени в собственном представлении чуть ли не абсолютные знатоки бизнеса – зачем нам семинары. Старшая дочь, заметив, что с мамой происходит «что-то не то», буквально настояла, чтобы я хотя бы познакомилась с Союзом предпринимателей. Я направилась в Союз и вскоре поняла, что многое потеряла, не сделав этого раньше. Вариться в собственном соку – тяжело. А когда вливаешься в среду, где тебя понимают, так как живут теми же проблемами, что и ты, то словно вырываешься из темного туннеля на светлые просторы. Это другое измерение. Здесь установлена оптимальная для тебя система координат.

ПОБЕДИТЕЛЬ – ТОТ, КТО ИДЕТ ПО БЕДАМ
- Скажите, какова главная истина, открыть которую Вам помог бизнес?
- Я абсолютно солидарна с писателем Николаем Лазаревым, утверждающим,  что в наше время, чтобы получать удовольствие от  жизни, занимаясь бизнесом, надо быть святым и дельцом одновременно. Делец зарабатывает, делает и получает деньги; святой не позволяет относиться к ним, как к главной ценности. Вообще, надо, как можно чаще общаться с людьми,  способными заряжать себя и других созидательной энергией.  Светлый, позитивный мотиватор – Наталья Правдина. Пишет добрые, возвышенные книги, но не позволяет отрываться от земли и реально помогает строить счастливую жизнь.  Проповедует силу любви и дает конкретные, работающие советы по «благоустройству» настоящего и будущего. Ищите своего автора.
- Как понять, твой ли он?
- Если, закрыв книгу,  понимаешь и чувствуешь, что для тебя нет ничего невозможного, значит этот автор – твой. Он помогает тебе формировать и укреплять психологию победителя. Кстати, однажды я вдумалась в этимологию слова «победитель». Получилось, что это тот, кто идет по бедам. То есть само слово подсказывает, что прежде, чем выйти в победители, скорее всего, столкнешься с препятствиями. Преодолеешь их, выстоишь, не сдашься, значит,  ты – победитель. А чтобы, невзирая на беды, легко и с удовольствием шагать по жизни, надо уметь прощать.
- Вы  смогли простить своих первых, так называемых партнеров по бизнесу?
-  Если бы мне сейчас довелось встретиться с ними, я бы не произнесла ни слова упрека. У меня нет к ним ни злости, ни ненависти. Только жалость, ведь я знаю, что рано или поздно они понесут расплату за свои деяния. А я, благодаря им, получила мощный стимул к самосозиданию и созиданию вообще. У меня столько планов, которые, к счастью, превращаются в действительность, что иногда я мечтаю иметь две параллельные жизни. Но, если бы это вдруг исполнилось, знаю, что стала бы мечтать и о третьей. Не понимаю, как можно в наше время быть безработным или страдать от маленькой зарплаты. Вокруг столько возможностей. Начинай свое дело и богатей. Главное: действуй, не сиди на месте.

БЕЗ УВЕРЕННОСТИ – НЕ ПУТАТЬ С САМОУВЕРЕННОСТЬЮ! – В НАШЕЙ ЖИЗНИ НИКУДА
-Вы рассуждаете, как человек, уверенный в своих силах. А что делать тем, кто не обладает такой уверенностью?
- Значит, надо воспитывать эту уверенность – только не путайте её с самоуверенностью.  Без уверенности в себе  в нашей жизни – никуда. Но, если вы думаете, что успешный человек – постоянно, каждую минуту переполнен уверенностью в собственных силах, то вынуждена вас разочаровать – это не так. Мы тоже порою испытываем сомнения. К нам тоже иногда приходят мысли типа «я устал», «сделаю это потом». Просто  мы не поддаемся этим внутренним провокаторам, а фокусируем внимание на своих целях. Хорошо продуманная цель – это как путеводная звезда. Держи ее  постоянно «в голове» и она послужит самым лучшим противоядием от трудностей и проблем. Я знаю по себе и из разговоров с друзьями и подругами, имеющими свой бизнес, - кроме того, это подтвердит любой специалист по личностному росту, - что утром, в самые первые секунды после пробуждения, почти каждого охватывает чувство неясной, безотчетной тревоги. У психологов есть объяснение этому явлению с научной точки зрения, но я не буду вдаваться в теорию, а дам чисто практический совет: едва проснувшись, сразу, даже еще не открыв глаза, улыбнитесь. Не надо искать повод для улыбки – улыбнитесь просто так. И задержите улыбку на лице хотя бы на минуту. Вы почувствуете, как неуверенность начинает таять,  а вскоре от нее не останется и следа  - к вам автоматически придет хорошее настроение.
- Вы уже обладаете почетным статусом бабушки, а выглядите, как очаровательная бизнес-леди. В чем секрет?
- Спасибо. Секрет как раз в том,  о чем я только что сказала: «Верь в свои силы и  действуй!» Хочешь быть красивой, умной, богатой, любимой, счастливой?  Все в твоей власти. Постоянно думай о том, чего ты хочешь, и от размышлений побыстрее переходи к действиям. Тогда удача всегда будет с тобой.
Любовь Светланова

Комментариев нет:

Отправить комментарий